Секреты успешной мамы: развивающие упражнения для ребенка 0-12 месяцев

Первый год жизни ребенка – этап бурного развития. Малыш учится садиться, ползать, ходить, говорить, взаимодействовать с предметами. Одни ступеньки развития преодолеть проще, с другими – лучший помощник, конечно, мама. А для нее – немного хитростей и секретов от опытных педагогов-психологов «Центра Родительства».

От 0 до 4: эмоции через тело

В первые месяцы жизни важна эмоциональная отдача мамы. Когда кормите, время от времени удерживайте контакт «глаза в глаза» – отличная тренировка для малыша, нежно прижимайте к себе. Телесный контакт «кожа к коже» позволяет младенцу почувствовать маму всем телом, убедиться, что все хорошо и спокойно. Не в том смысле, что постоянно нужно держать и носить кроху – важно понимать, что именно это важнейший для развития и душевного равновесия контакт в первые месяцы ребенка. А значит он просто – нужен, по потребности.

Разговаривайте с ребенком в этот период развития эмоционально. Не бойтесь сюсюкать, тискать его в объятиях, произносите слова с разной интонацией. Пусть смысла малыш еще не понимает, зато улавливает настроение. Безучастное или расстроенное лицо мамы, ровный звук голоса без эмоций малыш считывает как тревожный сигнал. И начинает плакать. Вместо этого улыбнитесь и вспомните один из незатейливых способов общения с грудничком.

  • Народные потешки, песенки, стишки. Народ веками применял этот метод, он себя хорошо зарекомендовал. Вспомните стишки из детства или поищите в интернете. Важно, чтобы для малыша звучал мамин голос, а не бездушная аудиокнига или только монолог приглашенной няни.
  • Вкладывание погремушек в ручку. Хватательный рефлекс – сильная штука, а звук погремушки привлекает внимание, так что несколько увлекательных минут малышу обеспечено. Отдавайте предпочтение одноцветным игрушкам, поначалу не слишком тяжелым. Один сеанс игры – одна игрушка в поле зрения, чтобы не рассеивать внимание.
  • Одна яркая игрушка над кроваткой (не мобиль с множеством хаотичных деталей). Привязанная веревочкой по аналогии с игрушками на шезлонге или развивающем коврике (ничто не мешает использовать непосредственно и их), игрушка будет раскачиваться при движениях ребенка. Звуковой эффект (колокольчик, погремушка) добавит интерес новой игре.
  • Катание на фитболе. Придерживая ребенка, катайте мяч из стороны в сторону, приговаривая веселое «У-у-ух!». Вот увидите, ему понравится.
  • Массаж и пассивная гимнастика. Начните с простых поглаживаний и сгибания-разгибания рук и ног.
  • Закаливание. Воздушные ванны голышом, постепенное понижение температуры воды при купании (на доли градусов от раза к разу), одежда по погоде – это позволит избежать частых простуд впоследствии.

Любую игру сопровождайте песенками или стишками: и вам не так скучно, и ребенку польза.

От 4 до 6: схватить и облизать

В этом возрасте ребенок все тянет в рот, любит перекладывать предметы из руки в руку, крутить и всячески изучать. С игрушкой он может заниматься до 10 минут!

  • Неваляшки и каталки. Лежа на животе малыш толкает игрушку, а затем снова тянется за чуть отдалившейся от него неваляшки.
  • Звучные браслеты на ножки или ручки. При каждом движении издают мелодичный звон, вызывают интерес, заставляют тянуться до ножек и поднимать их.
  • Подвесная игрушка на расстоянии поднятой ноги. Малыш старается добраться до игрушки, задевает ножкой, но руками не достает. Это стимулирует двигательную активность ног.
  • Активные потешки вроде «Ладушек» и «Сороки-вороны». Развивается мелкая моторика пальчиков.
  • Телесные игры с мамой или папой. Валяемся на кровати, перекатываемся из стороны в сторону, щекотимся, обнимаемся, подтягиваем малыша за ручки – выбирайте, что нравится вам и малышу.
  • Игра в «прятки». Прячемся за ладонями или платочком и снова появляемся, радостно воскликая «ку-ку».

Остаются полезными и игры из более раннего периода.

От 6 до 8: играем сидя

Вертикальное положение открывает новые возможности для игр и изучения мира. Малыш копирует поведение взрослого. Мама ест ложкой, и ребенку нужна ложечка. Папа чистит зубы, и ребенок тоже хочет. Не отказывайте в таком важном удовольствии, пусть попробует новенькое для себя под вашим присмотром. Появляются в это время и смысловые игры.

  • Купаться сидя. Одни игрушки тонут, другие нет, а третьи умеют плавать (заводные рыбки/ дракончики/ черепашки). Воду можно набирать в стаканчик и выливать обратно.
  • «Прятки» с предметами. Называйте малышу предметы вокруг него. Со временем он запоминает их названия, и на вопрос «Где киса?» взглядом ищет игрушку или домашнее животное в поле зрения.
  • Складываем и достаем. Для начала игрушки можно складывать в простую коробку, затем усложнять задачу – помещать предметы в вырезанные крупные отверстия.
  • Игра с фактурным материалом. Природа дает детям для развития моторики песок, листики, камушки, палочки – это не заменить никакими игрушками. Дома играйте с крупами разных форм и размеров: от пшена и гречки до гороха и фасолин.
  • Активные игры на коленях у мамы. «Ехали-ехали» с имитацией кочек и ям знакома нам с детства. По папе можно карабкаться и съезжать вниз по животу, а у бабушки покачаться на ножке.

Песенки и потешки теперь обыгрывайте в сценки. Привлекайте и малыша: сначала выполняйте движения вместе, держа его ручки в своих, а потом он научится повторять за вами.

От 8 до 12: встаем и ползаем

Границы мира все шире, как и игры.

  • Разглядываем книжки. Их скорее не читаем, а рассматриваем картинки, потому минимум текста, максимум картинок. Желательно, чтобы котята и утята выглядели реалистично.
  • Игры с «не игрушками». Гораздо интереснее играть с кастрюльками и ложками, которые так нравятся маме. Телефон и пульт – самое желанное, что только можно придумать, игрушечные копии просто отбрасываются прочь. Чем больше свободы в познании, тем лучше, только позаботьтесь о безопасности.
  • Игрушки, изображающие животных, пупсы. Главное требование: чтобы были визуально похожи на настоящих зверей и малышей. По ним учим, где ручки, ножки, глазки, ушки и прочие части тела. А также лапки, хвостики и пр.
  • Начинаем рисовать и лепить. «Посвящение» в художники можно начать с пальчиковых красок, восковых карандашей (не страшно, если сломаются, и не острые). Маленьким скульпторам даем в руки самодельное соленое тесто, мягкий пластилин. Пусть учатся катать шарики и колбаски, лепить их к картонке или бумаге.

Мамам часто хочется, чтобы малыш рос поскорее и развивался активнее. Но время и так летит быстро. Не успеете опомниться, как вчерашний карапуз уже собирается в детский сад, а там – ух, школа, ВУЗ… Старайтесь насладиться каждым этапом жизни крохи и не жалейте времени и сил на любовь.