«Многорукая» мама: можно ли успеть все?

У успевающих мам и эффективных руководителей очень много общего. Успевать больше и четко идти к своей цели тем и другим в основном помогают навыки планирования – так называемый тайм-менеджмент.

В конце концов управление делами семейными не менее важно, чем управление компанией. Так почему бы не вооружиться?

Основные принципы

Еще один из отцов-основателей США, а одновременно еще и писатель, издатель, изобретатель и дипломат Бенджамин Франклин сформулировал основы тайм-менеджмента, актуальные и сейчас. А он, по всей видимости, знал в этом толк, учитывая успешное сочетание в одном человеке такого количества ролей.

  • Либо планируете вы, либо за вас это делает жизнь.

  • Время – бесценный невозвратный ресурс, и его нужно использовать правильно.

  • Главное – научиться определять приоритетность дел.

  • Четко придерживайтесь поставленной цели, чтобы ее достигнуть.

График у молодых мам ненормированный, поэтому и план задач на день носит весьма условный характер. Но он быть должен! Нет плана на день у вас, нет режима у ребенка – не случится и «волшебства». А оно возможно, и вполне. Кроме ежедневного планирования, желательно вести план на неделю или месяц. Так вы сможете оставлять по одному-два важных дела на день, не перегружая себя и малыша.

Приоритет для нас всегда – ребенок. Остальные дела могут и подождать.

Как составить план?

Давайте сформируем план на ближайший месяц, распределив равномерно важные дела. Все предстоящие задачи разделите по видам деятельности и выделите цветом: заботы о малыше – розовый, время на себя – зеленый, работа – красный, общение с мужем – голубой, дела по дому – желтый. Можете добавить другие виды деятельности, выбрать другие цвета, это не принципиально.

Допустим, ребенку исполняется 3 месяца. Запланируем посещение педиатра, невропатолога, окулиста, лора, хирурга-ортопеда. Также в 3 месяца сдают анализы крови и мочи, делают несколько прививок. Вам самой предстоит поход к гинекологу, а еще у мамы день рождения, и по этому случаю нужно купить подарок и посетить парикмахерскую. С работы вам нужно взять справку о доходах, чтобы потом оформить детское пособие. Раз в месяц вы делаете генеральную уборку, а раз в неделю тщательно прибираетесь. По случаю 8 марта муж пригласил вас на свидание, и к этому тоже необходимо подготовиться. Раз в месяц вы ходите вместе с мужем на кинопремьеру в одну из суббот. А по воскресеньям у вас день семьи, который вы всегда проводите вместе. Внесем все эти задачи в месячный план. Уже голова кругом? А то! Но все намного проще в графическом виде.


По тому же принципу заполняем и план на день. Из небольших рутинных дел складывается внушительный план на день. И после этого еще некоторые мужчины удивляются – чем это мы целый день занимаемся дома?Сначала в график вписываем дела, которые нельзя перенести: день рождения, посещение врачей по талону, празднование 8 марта. Далее планируем дела по остаточному принципу: вписываем их в пустые клеточки. Это позволит вам не перегружаться и вовремя выполнять обязанности.

План на день. 1 марта 

Важные задачи дня можно выделять жирным шрифтом, а если в течение дня добавляются другие дела, их добавляем в менее насыщенную половину дня.

Как избежать ошибок

Планы планами, но это на бумаге. На деле жизнь непременно вносит коррективы. Не расстраивайтесь, если что-то не успеваете, ведь успеть все – практически невозможно. Избежать ошибок при планировании вам помогут несколько советов.

  • Не отказывайтесь от помощи. Попросить бабушку или тетю посидеть с малышом часок-другой, передать мужу часть полномочий, обращаться за помощью к незнакомым людям (чтобы донести коляску или придержать дверь) – не надо стесняться. Вам сложно справиться со всем одной, и помощь не помешает.

  • Не пытайтесь успеть все. Одно-два важных дела в день – оптимально для молодой занятой мамы. При планировании дня занимайте не более 70% времени, оставив стратегический запас на непредвиденные задачи.

  • Фиксируйте план на месяц, неделю, день, чтобы наверняка не упустить важное. Удобно использовать приложения и онлайн-сервисы с напоминалками вроде Трелло, Google Календарь (доступен и для Apple), TickTick (мультиплатформенное приложение) и др.

  • Упрощайте себе жизнь с помощью современных гаджетов: стиральная машинка с функцией сушки и глажки, посудомойка, утюг-отпариватель, мультиварка.

  • Больше отдыхайте: полноценный сон ночью и иногда днем, прогулки на свежем воздухе, совместные игры с малышом, отдых с мужем. Уставшей маме сложно быть опорой семьи.

  • Объединяйте те дела, которые можно совместить: прогулка с ребенком + общение с подругой, ожидание в очереди к педиатру + развивающие пальчиковые игры, готовка + легкая уборка.

Сначала выполняйте приоритетные задачи, а потом переходите к текущим делам и приятным минутам отдыха. Поначалу может быть сложно придерживаться плана: то телефонный звонок, то «омут» соцсетей, то телепередача интересная или новый сезон любимого сериала. Старайтесь ограничивать «поглотители времени», и отказываться от них на отрезок, выделенный на решение важных задач. А чтобы настрой был позитивным, включайте любимую музыку и балуйте себя небольшими поощрениями в награду за хорошую работу.