Учимся справляться с детскими "магазинными" капризами
  • Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

Как не воспитать шопоголика

Многим знакома картина: в магазине у кассы кричит и катается по полу маленький ребенок. Он страстно вожделеет, чтобы ему купили машинку/мячик/шоколад/хоть что-нибудь, но мама непреклонна. Если же родительское сердце не выдерживает и ребенок получает заветную вещицу, весь интерес к ней у него пропадает. Потому что хотел ребенок не получить вещь, а утолить желание что-то купить.

«Следи за собой, будь осторожен»

Покупки и обновки – доставляют они искреннюю радость или нет, но обойтись мы без них не можем. Нам необходимо покупать еду, одежду, обувь, бытовые вещи, да и просто приятные мелочи.

Все покупки условно можно разделить на три вида. Первый тип – это необходимые приобретения. Без них мы не сможем нормально жить в социуме, в них есть реальная необходимость. Второй вид покупок – украшения нашей жизни. Сюда можно отнести все, с помощью чего мы можемпреобразить себя (одежда, обувь, аксессуары), быт (картины, часы, мягкий пуфик), ведь тяга к прекрасному живет в каждом.

А вот третий вид покупок – необъяснимые. Мы не можем понять, зачем нам нужна вещь, мы просто чувствуем, что хотим ее купить. Десятая пара туфель (они такие красивые), очередная милая вещица со скидкой (потому что дешево), и тому подобное уже можно отнести к проявлениям шопоголизма.

За покупательскими порывами детей мы следим гораздо тщательнее – навряд ли кто-то может похвастаться, что прилагает все усилия для взращивания маленького шопоголика, а не гения. Но не дремлют ни маркетологи, ни продавцы услуг, расставляя товары и аттракционы так, что пройти мимо невозможно. И в то время, когда мы наблюдаем за ребенком, он наблюдает за нами.

Хочу-хочу-хочу!!!

Всегда следите, в первую очередь, за своим поведением. Вы для ребенка – первый и самый заразительный пример, поэтому, начинать всегда нужно с себя. Поговорите с малышом, сказав: «Мне тоже сегодня очень захотелось купить вот это платье, но я подумала и поняла, что у меня достаточно одежды, поэтому решила его не покупать».

Под действием рекламы. Минимизируйте воздействие агрессивной рекламы на несформировавшийся организм. Заметили, что в перерывах между мультфильмами и передачами на детских каналах показывают ничуть не менее интересную рекламу, красочную и яркую, с запоминающимися песнями? В ней звучат лозунги в стихотворной форме, главную роль играют знакомые персонажи из мультиков.
Что делать? Объясните ребенку, что не всякая реклама говорит правду. Если в силу возраста объяснить пока не получается, постарайтесь снизить поток рекламы: пусть малыш смотрит мультики с диска или предварительно скачанные из интернета, играет в установленные на компьютере или планшете игры, а не онлайн.

Виновата мама? Бывает также ситуация, когда сама мама навязывает покупки ребенку. Сегодня для многих ребенок – еще один способ показать, насколько ты успешен, вот почему рынок детских товаров разросся невероятно. Для современной мамы покупка всего самого дорогого и лучшего для ее ребенка – это очередная возможность доказать себе, что ты его любишь, а другим – что ты еще и не такое можешь.
Что делать? Оставьте лучше время для проявлений любви: выделите время для игр и общения с ребенком, занимайтесь вместе с ним, гуляйте и проводите весело время. И тогда вам не придется доказывать ему свою любовь подарками.

Маркетинговые ходы. Магазинам главное – продать товар любыми путями. В ход идут ухищрения: товар выставляется на уровне глаз, детские товары – на нижних полках, в зоне свободного доступа, ближе к кассам. А как устоять, увидев сверхвыгодное предложение: купи два, получи еще одно в подарок, купи журнал с сюрпризом внутри, купи сегодня со скидкой, купи, и твой друг медвежонок Барни будет тобой доволен, купи, купи, купи-купи-купи!
Что делать? Расставляйте приоритеты. Выработайте с ребенком правила покупок: игрушку не чаще раза в месяц, дорогие вещи – только на праздник, за один поход в магазин выбирай что-то одно. Размышляйте вместе: нужна ли тебе эта вещь, можно ли ей долго пользоваться, а можем мы сами такую сделать?

Чего делать не нужно?

Обсуждайте, мотивируйте, размышляйте вместе. Ставьте перед ребенком вопрос «Зачем?», но не в форме негативной реакции «ну и зачем тебе это нужно!», а в виде пищи для размышления: «Для чего тебе эта игрушка? Подумай, ведь у тебя есть похожая, ее мы купили совсем недавно». Пусть ребенок ответит на этот вопрос не вам, а самому себе, что гораздо полезней.

Не нужно сравнивать при этом вашего ребенка с другими детьми: «Посмотри, никто не канючит, один ты тут ноешь и выпрашиваешь игрушку». Именно желание сравнить себя с другими, оказаться выше и лучше заставляет порой совершать неоправданные покупки. Ребенок думает: «У меня будет эта вещь, и я буду лучше/моднее/круче». Поэтому сравнение – не лучший способ справиться с синдромом шопоголика.

Но не нужно быть и излишне строгим. Дети – исследователи, а запретный плод сладок. Иногда можно и даже нужно устраивать дни вседозволенности: хотите на каруселях – катайтесь. Сколько влезет. Хотите сладкого – вот килограмм конфет. Бывает, что и пары раз хватает: интерес или пропадает вообще, или появляется возможность договориться в дальнейшем.

Воздействие на ребенка извне слишком велико, чтобы он смог самостоятельно противостоять соблазнам. Не всем взрослым такое под силу, а неподготовленному психически и морально малышу тем более нужна наша помощь.

А что если обзавестись «фирменной» сказкой? Например, про очень хорошего и веселого мальчика, который умел и то, и это. Но иногда заболевал и начинал пронзительно кричать «Хочу-хочу-хочу». А ведь если повторить это много раз, то получается «Чуха-чуха-чуха", и мама никак не могла понять, что такое «Чуха-чуха».

В следующий раз, замешкавшись в магазине или у машинок, предлагаемых в аренду на 5 минут, достаточно просто подмигнуть ребенку и сказать: «Ой, помнишь – "Чуха-чуха"».